bubuzuke woman (ellemariachi) wrote,
bubuzuke woman
ellemariachi

Categories:
  • Mood:

Когда красота не спасет

Тема давно наболевшая и сложная для формулирования, поэтому попрошу вас временно со мной смириться: предвижу, что мне будет трудно связно и по существу изложить то, о чем часто и довольно эмоционально думаю.

Когда новообращенный будущий таролог (хотя скорее, как показывает практика, - нет) решает обзавестись собственной лопатой, он, как правило, первым делом идет к обратившему его тарологу с вопросом, как тот выбирал свои колоды. С некоторых пор я пришла к осознанию, что лучше сразу оставлять этот вопрос без ответа (поскольку мне на моем пути в свое время очень крупно повезло встретить The Gay Tarot) и исходить из лучших побуждений: советовать новичку приобрести колоду Райдера-Уайт. Если же он откажется, поскольку ему-де хочется чего-то менее распространенного и более индивидуального, активно настоять, чтобы он выбирал только из традиционных колод, внимательно следя, чтобы карты содержали на себе изображения, максимально согласующиеся с колодой Райдера-Уайт. Потому что буде этот новый адепт приобретет себе что-нибудь глубоко самобытное, ни к чему кроме вечных сомнений и ошибок это не приведет. Это водить можно научиться, впервые оказавшись за рулем с любой стороны, а работа с нуля с нетрадиционными картами, имеющими сугубо свое пространство значений, ничему неопытного копателя не научит. Честно скажу: лично я даже по прошествии лет, довольно активно раскладывая на протяжении, стараюсь по максимуму избегать нетрадиционных колод, какими бы эстетическими достоинствами они ни обладали.

Потому что того, что я называю красивыми колодами, на рынке море, но далеко не вся эта красота принесет вам пользу. И здесь мне хотелось бы обратиться к своему Братику в качестве плохого примера (надеюсь, он не расстроится). Когда он только заинтересовался темой и решил прикупить себе пару лопат, его выбор после долгих раздумий и просмотров пал на две колоды: таро Ренессанса и таро Магии наслаждений. Которые до сих пор вызывают больше сомнений, чем дают ответов, в результате чего лучшие свои толкования Братик делает на оракуле Ленорман, с которого начинал и по работе в смысловом пространстве которого имеется масса источников и публикаций.

Работая же с Ренессансом и Магией наслаждений, Братику в конечном счете приходится опираться на картинку, впечатление от которой, как показывают мои к ней обращения, даже у двух выросших в одной среде людей может быть весьма различным. Не говоря уже о том, что, не сдаваясь, грызет жирный червь сомнения: в каком смысловом пространстве работает колода - традиционном или все-таки своем собственном, задуманном неизвестно кем и неизвестно кем после внимательной редакции скупо отраженном в МБК, а далее уже перевранном на просторах интернета другими неизвестно кеми, неизвестно как практикующими или даже просто развлекающими себя с помощью красивых картинок на вроде как древней и загадочной колоде, несущей сокровенное знание из глубины веков?

Знаю, многие пытаются свести толкование карт к индивидуальным впечатлениям: опираются чисто на картинки, предварительно активно прорабатывают колоду, тщательно отслеживая, какие значения она проявляет именно в их руках, или же чуть ли не под лупой рассматривают каждую карту, глубоко погружаясь в представляемые ей аллюзии, отсылки и впечатления. Признаюсь, что мне этот подход не кажется надежным, и меня нисколько не удивляет, когда потом подобные индивидуалисты начинают жаловаться, что карты-де "перестали к ним приходить". Скорее всего, в них самих что-то изменилось, что внесло коррективы в структуру ценностей и взглядов, и эту новую для личности структуру теперь нужно заново проработать на старой доброй лопате, которой она - в своем изменившемся виде, - как ни в чем ни бывало продолжает управлять.

Это была первая сторона медали - каким из возможных для нетрадиционной колоды значений верить? Вторая сторона - это как искажает содержание колоды таро ее нетрадиционность. Здесь мне хотелось бы привести еще один плохой пример - Верховную Жрицу из колоды-сборника Super Punch Tarot:

Вы видите тут интуицию и пассивность? Терпение и внутреннюю мудрость? Таинственное молчание и осторожность? Лично у меня складывается впечатление полной противоположности тому, что должно было быть здесь изображено и что колода потеряла, когда место этого заняло то, чему уместнее было появиться на следующей карте - Императрице (которая при этом также изображена так, что не дай Боже).

Что будет, если таких вот "совсем не тех" карт в колоде наберется много? О чем подобная лопата сможет поведать на своем косном и ограниченном языке? Сможете ли вы понять ее, если внутренне одинаковых картинок, на которые вы интроспективно опираетесь при толковании расклада, будет слишком много? Не превратятся ли ваши расклады в результате в тавтологию?

Есть еще и третья сторона: тупо красивые картинки, когда кто-то берет и не особенно задумываясь просто перерисовывает каноническую колоду Райдера-Уайт. И здесь в качестве плохого примера мне хочется привести популярную сейчас колоду The Wild Unknown. Мне ни в коем случае не хочется обижать создателя - андрогинное существо по имени Ким Кранс: он очень красиво ее нарисовал в атмосферном мрачном стиле с редкими вкраплениями цвета, который от этого кажется еще более ярким. Но, блин. Разумнее она от этого не стала. 2 Чаш - это две красные розы, перекрещивающиеся над парой кубков; Императрица - оттененное розовым дерево под луной; Справедливость - две переплетшие хвосты кошки, черная и белая, сидящие рядом на фоне карающего меча; набивший оскомину паучок в своей паутине на 8 Монет и совершенно безликая Смерть в виде недощипанного птичьего скелета. Вам интересно? Мне - нет.
Хотя в качестве начальной колоды Дикое Неизведанное вполне сойдет: в силу выхолощенности представленных образов, работая с ней, начинающий таролог просто вынужден будет обращаться к литературе по толкованию и скорее и в большей полноте запомнит значения карт.

А раз мы с вами так удачно дали кругаля и вернулись туда, откуда я начинала, хочу в целом завершить сей критический пост примером, который лично я считаю хорошим:

Это 5 Чаш из все той же Super Punch Tarot, на которой есть и море слез, и одиночество, и явное душевное страдание в виде поврежденного сердца, и сами чаши, и - что очень важно - намек на то, что страдалец в известной степени сам усугубляет и продлевает свои тяжкие переживания, которые без его стараний вполне могли бы уже пройти и успешно забыться.

Ну и совсем уже на прощание полюбуйтесь на чудесную матушку - Королеву Монет из колоды The Urban Tarot, которой я непременно обзаведусь, буде художник в самом деле употребит собранные им на кикстартере деньги на ее издание:
Tags: features, links, magic diary, picspam, про жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments