?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 January 2015 @ 06:43 pm
Когда красота не спасет  
Тема давно наболевшая и сложная для формулирования, поэтому попрошу вас временно со мной смириться: предвижу, что мне будет трудно связно и по существу изложить то, о чем часто и довольно эмоционально думаю.

Когда новообращенный будущий таролог (хотя скорее, как показывает практика, - нет) решает обзавестись собственной лопатой, он, как правило, первым делом идет к обратившему его тарологу с вопросом, как тот выбирал свои колоды. С некоторых пор я пришла к осознанию, что лучше сразу оставлять этот вопрос без ответа (поскольку мне на моем пути в свое время очень крупно повезло встретить The Gay Tarot) и исходить из лучших побуждений: советовать новичку приобрести колоду Райдера-Уайт. Если же он откажется, поскольку ему-де хочется чего-то менее распространенного и более индивидуального, активно настоять, чтобы он выбирал только из традиционных колод, внимательно следя, чтобы карты содержали на себе изображения, максимально согласующиеся с колодой Райдера-Уайт. Потому что буде этот новый адепт приобретет себе что-нибудь глубоко самобытное, ни к чему кроме вечных сомнений и ошибок это не приведет. Это водить можно научиться, впервые оказавшись за рулем с любой стороны, а работа с нуля с нетрадиционными картами, имеющими сугубо свое пространство значений, ничему неопытного копателя не научит. Честно скажу: лично я даже по прошествии лет, довольно активно раскладывая на протяжении, стараюсь по максимуму избегать нетрадиционных колод, какими бы эстетическими достоинствами они ни обладали.

Потому что того, что я называю красивыми колодами, на рынке море, но далеко не вся эта красота принесет вам пользу. И здесь мне хотелось бы обратиться к своему Братику в качестве плохого примера (надеюсь, он не расстроится). Когда он только заинтересовался темой и решил прикупить себе пару лопат, его выбор после долгих раздумий и просмотров пал на две колоды: таро Ренессанса и таро Магии наслаждений. Которые до сих пор вызывают больше сомнений, чем дают ответов, в результате чего лучшие свои толкования Братик делает на оракуле Ленорман, с которого начинал и по работе в смысловом пространстве которого имеется масса источников и публикаций.

Работая же с Ренессансом и Магией наслаждений, Братику в конечном счете приходится опираться на картинку, впечатление от которой, как показывают мои к ней обращения, даже у двух выросших в одной среде людей может быть весьма различным. Не говоря уже о том, что, не сдаваясь, грызет жирный червь сомнения: в каком смысловом пространстве работает колода - традиционном или все-таки своем собственном, задуманном неизвестно кем и неизвестно кем после внимательной редакции скупо отраженном в МБК, а далее уже перевранном на просторах интернета другими неизвестно кеми, неизвестно как практикующими или даже просто развлекающими себя с помощью красивых картинок на вроде как древней и загадочной колоде, несущей сокровенное знание из глубины веков?

Знаю, многие пытаются свести толкование карт к индивидуальным впечатлениям: опираются чисто на картинки, предварительно активно прорабатывают колоду, тщательно отслеживая, какие значения она проявляет именно в их руках, или же чуть ли не под лупой рассматривают каждую карту, глубоко погружаясь в представляемые ей аллюзии, отсылки и впечатления. Признаюсь, что мне этот подход не кажется надежным, и меня нисколько не удивляет, когда потом подобные индивидуалисты начинают жаловаться, что карты-де "перестали к ним приходить". Скорее всего, в них самих что-то изменилось, что внесло коррективы в структуру ценностей и взглядов, и эту новую для личности структуру теперь нужно заново проработать на старой доброй лопате, которой она - в своем изменившемся виде, - как ни в чем ни бывало продолжает управлять.

Это была первая сторона медали - каким из возможных для нетрадиционной колоды значений верить? Вторая сторона - это как искажает содержание колоды таро ее нетрадиционность. Здесь мне хотелось бы привести еще один плохой пример - Верховную Жрицу из колоды-сборника Super Punch Tarot:

Вы видите тут интуицию и пассивность? Терпение и внутреннюю мудрость? Таинственное молчание и осторожность? Лично у меня складывается впечатление полной противоположности тому, что должно было быть здесь изображено и что колода потеряла, когда место этого заняло то, чему уместнее было появиться на следующей карте - Императрице (которая при этом также изображена так, что не дай Боже).

Что будет, если таких вот "совсем не тех" карт в колоде наберется много? О чем подобная лопата сможет поведать на своем косном и ограниченном языке? Сможете ли вы понять ее, если внутренне одинаковых картинок, на которые вы интроспективно опираетесь при толковании расклада, будет слишком много? Не превратятся ли ваши расклады в результате в тавтологию?

Есть еще и третья сторона: тупо красивые картинки, когда кто-то берет и не особенно задумываясь просто перерисовывает каноническую колоду Райдера-Уайт. И здесь в качестве плохого примера мне хочется привести популярную сейчас колоду The Wild Unknown. Мне ни в коем случае не хочется обижать создателя - андрогинное существо по имени Ким Кранс: он очень красиво ее нарисовал в атмосферном мрачном стиле с редкими вкраплениями цвета, который от этого кажется еще более ярким. Но, блин. Разумнее она от этого не стала. 2 Чаш - это две красные розы, перекрещивающиеся над парой кубков; Императрица - оттененное розовым дерево под луной; Справедливость - две переплетшие хвосты кошки, черная и белая, сидящие рядом на фоне карающего меча; набивший оскомину паучок в своей паутине на 8 Монет и совершенно безликая Смерть в виде недощипанного птичьего скелета. Вам интересно? Мне - нет.
Хотя в качестве начальной колоды Дикое Неизведанное вполне сойдет: в силу выхолощенности представленных образов, работая с ней, начинающий таролог просто вынужден будет обращаться к литературе по толкованию и скорее и в большей полноте запомнит значения карт.

А раз мы с вами так удачно дали кругаля и вернулись туда, откуда я начинала, хочу в целом завершить сей критический пост примером, который лично я считаю хорошим:

Это 5 Чаш из все той же Super Punch Tarot, на которой есть и море слез, и одиночество, и явное душевное страдание в виде поврежденного сердца, и сами чаши, и - что очень важно - намек на то, что страдалец в известной степени сам усугубляет и продлевает свои тяжкие переживания, которые без его стараний вполне могли бы уже пройти и успешно забыться.

Ну и совсем уже на прощание полюбуйтесь на чудесную матушку - Королеву Монет из колоды The Urban Tarot, которой я непременно обзаведусь, буде художник в самом деле употребит собранные им на кикстартере деньги на ее издание:
cranky
Current Mood: cranky
Security всем-всем-всем
 
 
 
estelar: fallen starsestelar on January 3rd, 2015 09:51 pm (UTC)
5 чаш очень впечатлили, давно не видела такой трогающей за живое картинки
bubuzuke woman: magicellemariachi on January 4th, 2015 05:27 am (UTC)
Возможно, она потому так и удалась, что изначально рисовалась как единичная и выдержать в таком же духе все 78 карт художнику бы не удалось?